Педагогическая диагностика
“Диагностика педагогическая — особый вид педагогической деятельности, представляющий собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты обучения...” — это определение сформулировано ...
+ Ю.А. Якуба
“Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях”, — это положение сформулировал ...
+ К.Д. Ушинский
“Педагогическая диагностика — это процесс распознания различных педагогических явлений и
определение их состояния в определенный момент на основе использования необходимых для этого
параметров”, — это определение сформулировала ...
+ В.И. Зверева
“Педагогическая диагностика — это совокупность способов изучения и оценки признаков,
характеризующих профессиональную готовность учителя к реализации инновационной
деятельности...” — это определение дали ...
+ В.Я. Сластенин и Н.С. Подымова
А.Н. Острогорский выявил новый предмет диагностики
+ самооценку
Автором идеи о воспитании “новой породы людей” является:
+ Екатерина II
Автором книги “Построение и анализ тестов” является:
+ Г. Линерт
Автором методики естественного эксперимента и программы исследования личности является:
+ А.Ф. Лазурский
Автором первого отечественного учебника психологии “Трактат о душе” был:
+ И. Гизель
Автором первого педагогического теста для определения профессиональной пригодности учителей
был:
+ Максим Грек
Автором первой возрастной периодизации в отечественном человековедении является:
+ С. Полоцкий
Автором первых журналов наблюдения был:
+ Н.И. Пирогов
В 1864 году Дж. Фишер создал:
+ шкалированные книги
В 1908 г. Н. Стоун опубликовал первый тест по:
+ арифметике
В настоящее время педагогические технологии в науке рассматриваются как один из видов
__________________ технологий.
+ человековедческих
В начале XIX в. И.Ф. Богданович в своей работе “О воспитании юношества” предложил в качестве
способа определения природных склонностей ребенка использовать:
+ беседу
В общей теории диагностики выделяются три аспекта:
+ семиотический, технический, логический
В отечественной педагогике все процедуры, связанные с определением реальных результатов
обучения, принято объединять категорией:
+ диагностики
В педагогических технологиях цели образования выстроены:
+ иерархически
В последние десятилетия при оценке диагностики систем образования применяется подход:
+ социологический
В середине XIX века И.И. Давыдовым впервые в истории отечественной педагогической мысли
была создана:
+ возрастная педагогика
В ходе аттестации проверяется:
+ результативность работы образовательного учреждения
Важным объектом педагогической диагностики является анализ
+ школьного опыта
Валидность, которая определяется на основе критерия, отражающего событие или состояние
качества, получила название:
+ «ретроспективной»
Валидность, которая определяется по внешнему критерию и сопоставляется с информацией по
тесту, собираемой через некоторое время после испытания, получила название:
+ «предсказывающей»
Ведущей функцией в педагогической диагностике является функция
+ обратной информации в процессе обучения
Ведущим направлением эффективной педагогической диагностики является:
+ самодиагностика учащихся
Величина стандартного отклонения теста, которая объясняется его ненадежностью, — это:
+ Стандартная ошибка в измерении
Величины, с помощью которых результаты измерений делятся на четыре четверти, называются:
+ квартили
Вкладом Ушинского в процесс становления диагностического подхода являются идеи изучения
человека с помощью
+ проективных методик
Внешнее проявление свойств объекта — диагностики — в определенной системе отношений
представляет собой ...
+ функцию педагогической диагностики
Возможности тестового задания для выделения групп учащихся с различной успешностью обучения
определяет:
+ дифференцирующая сила
Воспитанность личности, поведение и деятельность воспитуемых, воспитательные влияния в зоне
социального окружения, особенности семейного, общешкольного и классного коллективов, их
педагогические характеристики, содержание и эффективность педагогической деятельности — это
__________________ педагогической диагностики.
+ объекты
Впервые высказал мнение о необходимости учета особенностей ученического коллектива в
процессе обучения
+ М.В. Ломоносов
Выделение надпредметных показателей обученности школьников даст возможность
+ объективизировать оценку результатов обучения
Выявить положительные и отрицательные влияния в микрорайоне, где расположена школа, и на
этой основе принять меры по улучшению воспитательной работы, — это задача ...
+ общественности, родительского комитета, совета школы
Глубоким социокультурным фактором развития общества является:
+ образование
Деятельность структурных подразделений школы определяется:
+ целевыми установками
Диагноз существует в:
+ двух типах
Диагностика воспитания осуществляется на двух уровнях:
+ ценностных отношений и воспитательной деятельности
Диагностика как медицинское понятие, означающее распознавание болезней, сложилась в эпоху
+ Возрождения
Диагностика стала широко использоваться в философии, психологии и технике в:
+ XX веке
Диагностика строится на __________________ понимании связей человека с окружающей средой.
+ материалистическом
Дифференцированное знание о единичном, отнесение отдельного к определенной группе, типу,
классу — это:
+ диагноз
Для осуществления оценки деятельности педагогических кадров необходимо
+ определить методы сбора, обработки и анализа информации
Для оценки уровня интеллектуального развития используют:
+ психологические тесты
Для перевода тестовых баллов в традиционную систему оценок удобно использовать подход
+ критериально-ориентированный
Документ, который является нормативной основой содержания образования и разработан в целях
сохранения единого образовательного пространства на территории РФ, называется:
+ «Обязательный минимум содержания общего образования»
Документ, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации
образовательного процесса в конкретной школе, называется программой
+ образовательной
Единство образовательного пространства России обеспечивают:
+ государственные образовательные стандарты
Запоминание и воспроизведение изученного материала, припоминание соответствующих сведений
обозначают:
+ знание
Значение управленческой функции диагностики существенно возрастает с развитием
+ негосударственного образования
Идею признания индивидуальных особенностей людей мы впервые находим в литературном
памятнике XII века
+ “Поучение детям”
Из перечисленного, аккредитация представляет собой одномоментный юридический акт,
подтверждающий:
+ государственный статус образоватлеьного учреждения
+ право на выдачу выпускникам документов государственного образца
+ соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям
государственного стандарта
+ уровень образовательных программ
Из перечисленного, аттестацию проводят:
+ работники городской службы лицензирования и аттестации
+ работники института повышения квалификации работников образования
+ работники научно-исследовательских структур
Из перечисленного, базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ определяет:
+ максимальная учебная нагрузка учащихся
+ минимальное количество часов на изучение учебных курсов
+ общая продолжительность обучения в школе
+ продолжительность обучения в школе на каждой ступени
+ состав образовательных областей
+ состав учебных курсов
Из перечисленного, в зависимости от того, на каком этапе своего выполнения контролируется
работа в школе, выделяют контроль:
+ итоговый
+ предварительный
+ текущий
Из перечисленного, в структуре Базисного учебного плана выделяют компоненты:
+ национально-региональный
+ федеральный
+ школьный
Из перечисленного, главными характеристиками современной школы стали:
+ вариативность учебных планов, программ, учебников
+ многообразие форм обучения
+ разнообразие педагогических технологий и систем
Из перечисленного, к видам проверки относятся:
+ итоговая
+ периодическая
+ текущая
Из перечисленного, к методам внутришкольного контроля относятся:
+ анализ
+ изучение школьной документации
+ наблюдение
+ проверка знаний учащихся
+ психологическое тестирование
+ социологические исследования
Из перечисленного, к методам проверки относятся:
+ компьютерная
+ письменная
+ практическая
+ устная
Из перечисленного, к методам сбора и анализа информации для оценки деятельности учителя
относятся:
+ «360-градусная оценка»
+ клиническое наблюдение
+ наблюдение в классе
+ оценка «равным по положению»
+ самооценка
Из перечисленного, к уровням усвоения знаний относятся:
+ распознавание
+ репродукция (или понимание)
+ трансформация
+ умение
Из перечисленного, к формам проверки относятся:
+ групповая
+ индивидуальная
+ фронтальная
Из перечисленного, категории учебных целей в аффективной области включают:
+ восприятие
+ организация ценностных ориентаций
+ распространение ценностных ориентаций на деятельность
+ реагирование (отклик)
+ усвоение ценностной ориентации
Из перечисленного, категории учебных целей в когнитивной области включают:
+ анализ
+ знание
+ оценка
+ понимание
+ применение
+ синтез
Из перечисленного, мониторинг связан с выявлением и регулированием воздействий:
+ внутренние факторы самой педагогической системы
+ уровень управленческой рефлексии
+ факторы внешней среды
Из перечисленного, показатели оценки профессиональной деятельности учителя можно разделить
на основные группы:
+ инновационная деятельность
+ работа по саморазвитию
+ учебно-воспитательная работа
Из перечисленного, после прохождения аттестации и аккредитации образовательное учреждение
получает право на:
+ включение образовательного учреждения в схему централизованного государственного
финансирования
+ выдача выпускникам документа государственного образца
+ пользование гербовой печатью
Из перечисленного, при оценке деятельности учителей могут быть допущены следующие типы
ошибок:
+ атрибуция
+ неполное использование оценочной шкалы
+ эффект «ореола»
+ эффект контраста
+ эффект недавности
Из перечисленного, профессиональная компетентность учителя состоит из следующих
компонентов:
+ личность учителя
+ педагогическая деятельность
+ педагогическое общение
+ уровень воспитанности учащихся
+ уровень обученности учащихся
Из перечисленного, результаты психолого-педагогического аттестационного анкетирования дают
педагогическому коллективу материал для:
+ анализ причин выявленных недостатков
+ определение путей устранения недостатков в деятельности образовательного учреждения
+ совершенствование деятельности кафедр и методических объединений
Из перечисленного, суть формальных критериев оценки деятельности школы выражается в:
+ действия, необходимые с точки зрения установленного порядка
+ соблюдении внешних форм
+ учет внешне-организационных показателей
Из перечисленного, технология уровневой дифференциации обучения дет возможность каждому
ученику:
+ достичь уровень госстандарта
+ получить знания выше уровня госстандарта
Избирательное отношение человека к окружающему миру называют:
+ ценностной ориентацией
Измерение, при котором удается максимально исключить интерсубъектное воздействие
исследователей, называется:
+ объективным
Изучение качества образования следует рассматривать с позиций интеграции и комплексности
педагогической и психологической диагностики с социологическими обследованиями, что составляет
сущность
+ мониторинга
Изучение результативности учебно-воспитательного процесса в школе на основе изменений в
уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителя есть:
+ сущность педагогической диагностики
Инструментарий объективных методов педагогической диагностики был создан в течение
последних
+ ста пятидесяти лет
Информация о позиции тестируемого в сравнении с какой-либо соотносимой группой дается через
+ процентную ранговую шкалу
Использование системы методов изучения детей, взаимодополняющих и уточняющих
представление о каждом ребенке и одновременно характеризующих его отношение со сверстниками и
взрослыми, — это:
+ комплексный характер диагностики
К.Д. Ушинский предложил в качестве предмета диагностики
+ нравственность ребенка
К.Д. Ушинский предложил в качестве способа диагностики
+ наблюдение за эмоциями
Каждый критерий эффективности работы школы включает три элемента:
+ задачи школы, объекты педагогической деятельности, показатели качества
педагогического труда
Количественная оценка качества продукта деятельности — это:
+ квалиметрические измерения
Количественное выражение качественных признаков — это:
+ квантификация
Конструирование и апробация методик, выработка правил проведения обследования, способы
обработки и интерпретации результатов — все это входит в ...
+ компетенцию диагностики
Контроль за состоянием обеспечивающих процессов в школе целесообразно планировать и
организовывать на основе
+ циклограммы
Концентрация усилий на главном, ясность и гласность в совместной работе учителя и учеников, а
также создание эталонов оценки результатов обучения возможны при ориентации учебного процесса
на:
+ иерархическую классификацию целей
Коэффициент, показывающий, в какой мере совпадают результаты измерений, проведенных в
одинаковых условиях одним и тем же лицом, — это:
+ Коэффициент надежности
Личность проявляется и развивается в:
+ деятельности и поведении
Людей, которые после сражений подсчитывали убитых и раненых, называли диагностами в эпоху
+ Античности
Математико-статистический аппарат диагностики получил название:
+ многомерного анализа
Материальная основа диагноза и критерии его истинности — это:
+ практика
Метод, который предназначен для получения всесторонней оценки деятельности учителя
руководителем, коллегами, родителями и учениками, называет:
+ «360-градусная оценка»
Метод, позволяющий обрабатывать одни и те же задания, выполненные одним и тем же
испытуемым в разное время, получил название метода
+ повторного тестирования
Метод, при котором подборка однажды выполненных заданий делится пополам, получил название
метода
+ деления пополам
Методами исследования прогнозирования являются:
+ прогностические методы
Методами исследования системной диагностики являются:
+ экспериментальные ситуации, генетический метод
Методиками исследования структурной диагностики являются:
+ фазы по нескольким компонентам исследуемого объекта
Моделирование в педагогической диагностике выполняет две функции:
+ объективно-истинного отражения и конструктивно-техническую
Мониторинг — это понятие ...
+ многофункциональное управленческое
Наиболее диагностичные цели образования, сформулированные:
+ на языке «наблюдаемых действий» ученика
Наиболее легко объективизировать и представить в виде образцов деятельности цели в области
+ когнитивной
Наиболее объективной шкалой оценки деятельности учителя является:
+ дифференцированная
Наиболее полное представление о предполагаемых результатах обучения дает определение целей
как:
+ требований к знаниям, умениям и навыкам школьников
Наиболее сложный и наименее разработанный момент педагогического анализа — это:
+ процедура принятия решения
Наличие специальных методов и методик диагностического обследования есть
__________________ аспект диагностики.
+ технический
Направление в психологии, которое представляет психику через анализ только ее внешне
выраженных проявлений, образующих в совокупности «наблюдаемое поведение», — это:
+ бихевиоризм
Насколько полно и точно тест охватывает учебный материал характеризуется его:
+ содержательной валидностью
Не выявляют и не измеряют уровень знаний, умений и навыков
+ психологические тесты
Образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных
объектов, — это:
+ стандарт
Общими требованиями, предъявляемыми к педагогической диагностике, являются:
+ целенаправленность, единство изучения и воспитания школьников, изучение коллектива и
личности в единстве, непрерывность педагогической диагностики, соответствие диагностики
уровню развития нации, политический характер диагностики
Объективная диагностика воспитанности личности основывается на комплексном анализе
+ ее деятельности
Объекты педагогической диагностики находятся в:
+ движении
Определение главных направлений повышения мастерства учителя на основе комплексного
анализа и оценки результатов педагогической деятельности — это основное назначение ...
+ критериев эффективности работы школы
Основная форма государственно-общественного контроля за качеством образования в
образовательных учреждениях носит название:
+ аттестация
Основным показателем эффективности педагогической деятельности является
__________________ школьника.
+ воспитанность
Основным процессом жизнедеятельности школы является:
+ образовательный
Основополагающее значение диагностики в своей работе “О воспитании” выделил:
+ Н.А. Прокопович-Антонский
Особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и опознаванием
единичного явления, — это:
+ диагностика
Отличительной особенностью процедуры аттестации является:
+ ориентация ее на конченый результат деятельности образовательного учреждения
Относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и
повторном его применении на одних и тех же испытуемых — это:
+ надежность
Отправной точкой процесса диагностики является:
+ сравнение
Отсутствие единых показателей и общепринятых оценочных шкал деятельности учителя
обязывают специально разрабатывать их:
+ педагогические коллективы каждой школы
Оценка деятельности учителей влияет на:
+ повышение эффективности управления образованием
Оценка и самооценка школьника часто не совпадают, на причину данного противоречия указал:
+ Я. Корчак
Педагогическая диагностика может рассматриваться как деятельность
+ аналитико-оценочная
Педагогическая диагностика является процессом
+ коллективным
Педагогическая диагностика является разновидностью познания и подчинена теории
+ познания реального мира
Педагогические технологии не предусматривают процедуры
+ аккредитации
Первые педагогические курсы в России открылись в:
+ 1901 г
Первым мысль о возможности причинения вреда ребенку, причем эта возможность увеличивается
с увеличением знаний о нем, высказал:
+ К.Д. Ушинский
Первым обратил внимание на такой важный аспект диагностической процедуры, как установление
контакта с ребенком, ...
+ П.А. Сохацкий
Повышение интереса к проблемам диагностики в нашей стране связано с появлением новой
профессии
+ практический психолог
Понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает, называется ...
+ валидностью
Последовательное деление целого на две части, затем каждой части снова на две и т.д. — это:
+ дихотомия
Постоянство измерений теста показывает:
+ надежность
Правильная постановка задач работы с детьми, выбор содержания и методов воздействия на них,
затраченное время и силы педагогов, время и активность учащихся в процессе воспитательного акта,
изменения воспитанности детей и педагогического мастерства их воспитателей, связь воспитательных
мер с общей системой обучения и воспитания в школе — это __________________ показатели
педагогической деятельности.
+ качественные
Предметом педагогической деятельности является:
+ формирующаяся личность
При аттестации образовательного учреждения его специфика
+ учитывается
При проверке знаний учащихся учителями используется подход
+ нормативно-ориентированный
Признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-
либо, называется:
+ критерием
Признание тождественности, отождествление объектов, их опознание — это:
+ идентификация
Присутствие наблюдателя в образовательном учреждении при аттестации направлено на:
+ охрану прав учащихся в ходе аттестационного обследования
Процедура выявления состояния или качества продукта или процесса, состоящая из операций
выявления требуемого качества, измерения его величины и присвоения некоторой оценки, называется:
+ диагностикой
Процесс сбора мультиинформации с целью установления и изучения признаков, характеризующих
состояние образовательного процесса, наличия дефектов и отклонений в его развитии, их причин и
возможных способов их устранения, — это диагностика ...
+ педагогическая
Процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения знаниями с эталонными
представлениями, описанными в программе, — это:
+ оценка
Процесс, в ходе которого вся информация, полученная в результате диагностического
исследования, сводится в единое целое, получил название:
+ интерпретации
Процесс, при котором личность сознательно или бессознательно адаптируется к социальной
сфере, к условиям жизни и воспитательным требованиям, называется:
+ приспособлением
Психологические методы, используемые при оценке деятельности учителей, направлены на:
+ оценку наличия и уровня развития определенных личностных характеристик
Расстановка по степени важности и значимости — это:
+ ранжирование
Реализация в школьной практике права на разработку индивидуальных образовательных
программ означает, что ...
+ одна и та же образовательная цель может быть достигнута различными путями
Регулярная и систематическая объективная оценка деятельности учителей положительно
сказывается на их:
+ мотивации
Результат предыдущего обучения и прошлого опыта, а также конечная или промежуточная цель
предстоящего обучения — это:
+ обученность
Результатом диагностики является:
+ диагноз
Самоконтроль проводится путем самостоятельного сопоставления учителем достигнутых
результатов с:
+ планируемыми результатами своей деятельности
Самый ранний пример диагностики личной успеваемости приводится:
+ в китайской литературе за 1000 лет до Рождества Христова
Система заданий возрастающей трудности, специфической формы, позволяющая качественно
оценить структуру и измерить уровень знаний, — это:
+ педагогический тест
Современный этап проникновения математики в педагогику характеризуется появлением
предпосылки к созданию нового раздела в педагогике — ...
+ «Математические модели»
Согласованность между знаниями, убеждениями и поведением — это:
+ воспитанность
Сопоставление информации, собранной во время эксперимента, с результатами успешности по
тесту есть валидность
+ «по одновременности»
Сопоставление успешности по тесту с экспертными оценками учителя есть валидность
+ «по содержанию»
Сочетание различных систем педагогической диагностики позволяет управлять:
+ эффективностью образования
Специфическое диагностическое мышление, правила построения заключений о диагностируемом
объекте есть __________________ аспект диагностики.
+ логический
Способ сохранения реальной величины — это:
+ индексация
Способность ученика выполнять некоторую целенаправленную систему действий по решению
определенного класса задач на основе информации, сообщенной ученику в процессе обучения,
называют:
+ уровнем усвоения
Спрогнозированный комплекс общих требований общества к школьнику ко времени окончания
школы, а также конкретизированные для какого-то временного периода функции школы, называют:
+ социальным заказом
Спрогнозировать будущие результаты или выявить причины недостатков уже полученных
результатов позволяет:
+ контроль состояния процессов
Теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности,
имеющих иерархическое строение, называется:
+ таксономией
Технологичным считается способ постановки целей через
+ результаты обучения, выраженные в действиях учащихся
Универсальным средством для снижения вероятности ошибок при оценке является:
+ выработка четких, всем известных, согласованных и принимаемых педагогическим
коллективом критериев оценки
Уровень обеспечения социального заказа выступает определяющим критерием и показателем
качества деятельности
+ образовательного учреждения
Уровень развития педагогической диагностики имеет индикатор
+ степень математизации
Условное отражение оценки, выраженное в баллах, — это:
+ отметка
Ученический актив диагностирует у учащегося
+ отношение к коллективу и самому себе
Учитель-предметник диагностирует:
+ умственное развитие
Функция, которая связана с идеальным конструированием процесса, получила название:
+ конструктивно-технической
Функция, которая способствует получению знаний, отражающих педагогическую
действительность, ее закономерности и связи, получила название отражения
+ объективно-истинного
Целенаправленность, адресность, учет результатов педагогической диагностики в дальнейшей
деятельности руководителя, изучение конкретного учителя во взаимосвязи с педагогическим
коллективом, научность, соответствие диагностических процедур современным достижениям
педагогической науки и практики — это:
+ принципы педагогической диагностики
Целостная совокупность относительно устойчивых свойств, их связей и отношений, отличающих
один предмет или явление от других, — это:
+ качество
Четкое выведение основных объектов духовного мира, которые надо изучать, — это
__________________ диагностики.
+ целенаправленность
Число элементов, включенных в выборочную совокупность, есть:
+ выборка
Экзамены для приема в государственную школу были введены в период
+ 1790-1870 гг